Эксперты РАЭИФ приняли участие в онлайн-конференции

Дата публикации: 20.05.2019

17 мая на портале Финам.ру состоялась онлайн-конференция по теме исламских финансов. Свыше 25 вопросов было задано читателями. На вопросы отвечали ведующий аналитик ГК "Финам" Зарина Саидова и эксперты РАЭИФ:


  • Мадина Калимуллина, исполнительный секретарь Российской ассоциации экспертов по исламским финансам, управляющий партнер ООО "Алиф Консалт"
  • Андрей Журавлев, преподаватель экономического факультета МГУ, автор книг "Теория и практика исламского банковского дела" и "Исламский банкинг"
  • Искандер Исхаков, руководитель направления исламского банкинга "Ак Барс Банка"
  • Булат Мулюков, председатель Центра развития исламской экономики и финансов
  • Мурад Алискеров, генеральный директор Исламской финансовой компании "ЛяРиба-Финанс"

В ходе конференции поднимались вопросы сути исламского банкинга и отдельных его операций, перспектив развития данной отрасли в мире и в России. Активно пользовали интересовали конкретными инструментами исламских инвестиций и инвестиций в ценные бумаги в частности. Публикуем выдержки из наиболее интересных вопросов и ответов.


Вопрос № 1. Какие перспективы в России? слышал от друзей-мусульман, что если следовать законодательству- то в России нельзя инвестировать в принципе сейчас. Сам я инвестор, торгую акциями на российском рынке. Могут ли они?

Мурад Алискеров, генеральный директор Исламской финансовой компании "ЛяРиба-Финанс": "О перспективах развития исламского банкинга в РФ говорят очень давно. Однако кроме слов, выраженных в различного рода мероприятиях по типу конференций, семинаров и открытых столов ничего нет. Являюсь членом почти всех крупных рабочих групп при различных министерствах, ведомствах и могу сказать, что на данный момент нет оснований выражать оптимизм относительно развития данной отрасли на хотя бы региональном уровне. Наверное немного странно слышать подобное от генерального директора Исламской финансовой компании, но пора адекватно воспринимать реальность. Мне видится будущее исламского финансового сектора в развитии микрофинансовых компаний аналогичных нашей, компании "Амаль" в Казани, финансовому дому "Масраф" в Махачкале и так далее".


Булат Мулюков, председатель Центра развития исламской экономики и финансов: "Я думаю, что инвестировать не нарушая ни норм исламского права ни законов РФ возможностей много. Относительно перспектив такого сегмента как исламский банкинг в сегодняшних реалиях России, наверное я бы не был оптимистичен. Еще не сформирован достаточный спрос для того, чтобы появились крупные структуры. Пока микрофинансовые организации, о которых упомянул Мурад Алискеров, развивать легче".


Зарина Саидова, ведущий аналитик отдела анализа мировых рынков ГК "ФИНАМ": "Инвесторы-мусульмане в России могут дозволенным образом инвестировать в акции, если получат квалифицированную консультацию по этому вопросу (разобраться самостоятельно во всех нюансах, прямо скажем, обывателю будет крайне сложно). Есть источники информации об акциях, в которые можно и нельзя вкладывать, а также есть определенные ограничения в плане поведения инвестора на рынке - на какой горизонт инвестировать, чтобы это не превратилось в "азартную игру", какие сделки заключать. В общем, ответ - могут инвестировать. Но только после того, как получат информацию и станут осведомленными в этой теме".


Мадина Калимуллина, управляющий партнер ООО "Алиф Консалт": Имеется достаточно широкий спектр возможностей инвестирования не нарушая нормы шариата. Однако инфраструктурно этот рынок в России еще не развит.


Вопрос № 3. Есть ли в России примеры выпуска исламских облигаций (сукук)?

Булат Мулюков, председатель Центра развития исламской экономики и финансов: "Есть всего один лишь пробный выпуск сукук, который нес в себе скорее попытку показать саму возможность, а не получить какой либо финансовый результат".


Мадина Калимуллина, управляющий партнер ООО "Алиф Консалт": Планируется также выпуск ценных бумаг сукук российскими эмитентами на сумму до 10 млрд долл. в рамках проекта "Агрофинмост Север - Юг" нацеленного на привлечение исламских инвестиций в развитие логистической инфраструктуры и повышение объемов российского экспорта. Подробнее можно ознакомиться здесь: https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/262126736


Вопрос № 5. На чем зарабатывают исламские банки, если шариат запрещает ростовщичество: получение процента (кредит)? Для традиционных (не исламских) банков основа бизнеса - это комиссия, кредитование, то есть как раз %... Если в исламских финансах используется наценка, то чем это по своей сути не тот же %? В какой фантик не оборачивай, внутри все та же карамелька. Не понятно...

Андрей Журавлев, преподаватель экономического факультета МГУ: "Карамелька может быть действительно та же, если «пробовать» её взглядом. Но вкус отличен. Иными словами, экономический смысл исламской и обычной транзакции, безусловно, один и тот же. И почему, собственно, должно быть иначе? ИФИ (исламский финансовый институт) есть бизнес, а не благотворительность. Однако стоит обратиться к деталям.


Чтобы не повторяться, адресую Вас к ответу на вопрос 2. Сделав это, тем не менее повторю ключевую, как думается, вещь. При всей той критике, которую навлекают на всю отрасль отдельные неразборчивые, ушлые банкиры (А что мы хотим? Люди есть люди, они разные и кое-где порой не всегда приличные), в целом ИФИ, безусловно, функционируют в заданных рамках. Хотите развивать производство товаров, услуг, знаний, но не хватает денег – это к ним. Правда, денег в долг вам не дадут, но предоставят (за плату, разумеется) нужное вам имущество как таковое. Или предоставят недостающий капитал на условиях партнёрства. И что приятно, если вы, оплачивая полученное от ИФИ (точнее, купленное вами в рассрочку) имущество затрудняетесь внести очередной платёж (но это только когда у вас действительно проблемы, а не просто расхотелось), вам не только предоставят платёжные каникулы (не бесконечные, разумеется), но и не станут увеличивать общий размер вашей задолженности. Почему? Потому что вам не деньги «продали», а продали товар и цена его зафиксирована в договоре, и товар этот ваш, а не банка".


Булат Мулюков, председатель Центра развития исламской экономики и финансов: "Исламские банки зарабатывают на разных операциях. Часть из них-это финансирование на основе партнерских взаимоотношений, где совместно делятся и прибыль и убыток. Долговые же инструменты, когда приобретается товар и перепродается клиенту с наценкой в рассрочку отличаются от операций “традиционных” банков тем, что во первых в них обязательно наличие реального актива. Во вторых четко оговаривается срок оплаты и величина наценки, и дальнейшее увеличение суммы не может происходить, даже если клиент допускает просрочку. Да, и в исламском и в ростовщическом банке результат может быть одним при благоприятном исходе. В случаях же когда появляется просрочка или неуплата вкус “конфетки” начинает отличаться."


Вопрос № 9. Могут ли услуги исламского банкинга оказываться представителям других религий? Вообще, насколько учитывается вопрос веры при оказании таких услуг? Может ли придти в исламский банк атеист? Обслужат ли его? Если при этом он – татарин или башкир?

1

Искандер Исхаков, руководитель направления исламского банкинга "Ак Барс Банка": "Исламские финансы не подразумевают каких-то ограничений по религиозному, национальному или каким-либо другим признакам. Основное требование - это чтобы сама форма отношений между клиентом и финансовым институтом соответствовала нормам ислама".


Булат Мулюков, председатель Центра развития исламской экономики и финансов: "Исламский банкинг- это не банкинг для мусульман, а это в первую очередь банкинг основанный на правилах ислама. следовательтно обращятся к исламскому банку может любой человек".


Зарина Саидова, ведущий аналитик отдела анализа мировых рынков ГК "ФИНАМ": "Кстати, в странах Запада к услугам исламского банкинга есть большой интерес среди немусульман - представители других конфессий солидарны со многими морально-этическими принципами исламского финансирования и обращаются за такими услугами."


Читайте подробнее: Финам.ру.


Все новости